СПб, 5-ая линия ВО, д. 54, тел. 322-05-99

Психоаналитический центр на Васильевском


Влияние рождения ребенка на систему семьи


 

 Наша рубрика #ВОПРОС 16.06.2017

"Психологи и психоаналитики часто ищут корни проблем в детстве человека, а исследовали ли обратное воздействие, может ли маленький ребенок влиять на старших? И еще, все эти модные теории, родитель боится лишнее слово сказать, чтобы не травмировать дитя . Не ведут ли они к отказу от своей собственной жизни ради детей, и как следствие, депрессия или не желанию рожать (движение чайлдфри)?" отвечают психоаналитики "Психоаналитического центра на Василевском" Слуцкая Анастасия Алексеевна, Кондякова Анна Вячеславовна, Бабиченко Валентин Львович

________________________________________________
  

психоаналитик Анастасия Слуцкая
Слуцкая Анастасия Алексеевна, психоаналитик тел. +7-921-961-71-84

Маленький ребенок влияет на уже выросшего ребенка - своего родителя . А какие это будут реакции может зависеть от истории, того , на кого влияют рекурсия, порочный круг. Выбор отказа от собственной жизни или другие стратегии формируются на основании опыта. Как мы используем " новомодные" теории тоже может быть связано с прошлым опытом. Например, можем искать подтверждение, тому что мы в ловушке или изобретать собственные выходы из нее.
 


______________________________________________
"Психологи и психоаналитики часто ищут корни проблем в детстве человека, а исследовали ли обратное воздействие, может ли маленький ребенок влиять на старших? И еще, все эти модные теории, родитель боится лишнее слово сказать, чтобы не травмировать дитя . Не ведут ли они к отказу от своей собственной жизни ради детей, и как следствие, депрессия или не желанию рожать (движение чайлдфри)?"
  психоаналитик Анна Кондякова
Кондякова Анна Вячеславовна, психоаналитик тел.+7-921-965-57-30

Разумеется, появление ребенка в семье изменяет систему семьи. Такие исследования - предмет рассмотрения в психоанализе, в системной семейной терапии... Ребенок, являясь новым элементом семейной системы часто еще до рождения наделяется функциями, кроме того, по мере взросления выполняет свои функции для каждого из членов семьи, в первую очередь для его матери. Например, ребенок может ощущаться матерью как единственный человек, который ее сможет безусловно любить; или наоборот ребенок может ощущаться матерью как что-то вредоносное, разрушающее ее тело и устоявшуюся жизнь... Считать ли это воздействием ребенка ??? Скорее, можно сформулировать, что появление ребенка в семье актуализирует системы представлений каждого члена семьи о родительстве, месте ребенка в жизни, собственные ощущения нехватки любви и внимания... Ребенку предоставлено место - он его занимает или сопротивляется по мере сил... Ребенок растет и формируется при воздействии окружающих людей и меняет окружающую среду вокруг себя.
Что касается детского психического травматизма... Пожалуй, я соглашусь с автором вопроса в том, что травмой можно назвать, что угодно - поругал ребенка, не поругал ребенка, промолчал.... Когда специалисты говорят о психическом травматизме - имеется ввиду кое что конкретное. Понять психический травматизм можно, если исходить из теории травматичности языка - травматичности того, что является человеческим. Попробую пояснить. Природа не травматична, например, волки едят зайчиков и не сколько об этом не переживают. Травма проявляется в языке, когда люди говорят о бедном съеденном зайчике и называют съедение зайчика - актом агрессии. И ребенок может сопереживать беспомощному зайцу, ассоциируя себя с ним... Это для ребенка легко - он до поры до времени беспомощен, нуждается в опеке. В природе - черепашка откладывает яйца в песок и их покидает, не заботясь о том, кто из новорожденных черепашек добежит до линии прибоя. Она не хорошая, ни плохая, просто инстинкты. А в человеческой жизни - стать "матерью" или "отцом" не так то просто.
Речь знакомит ребенка с положением дел, с его собственной реальностью - реальность вот какая то такая, хочет ребенок этого или нет. Она такая - хотят ли его родители для него именно этого или нет. Ребенок с помощью взрослых вписывается в эту реальность или противостоит ей или модернизирует - НО и то и другое имеет для него последствия. И в любом случае - они травматические, потому что это травма языковая - условия жизни, последствия поступков людей находят свое отражение в языковых формах, которые влияют на ребенка - он в этом живет. Поэтому вопрос педагогики - не о том как избегать травм, а как создавать условия для становления юного субъекта в травматичном человеческом мире.
Это сложно сделать тем родителям, которые сами в силу своей истории оказались очень чутки к этому жизненному травматизму.
 
______________________________________________
"Психологи и психоаналитики часто ищут корни проблем в детстве человека, а исследовали ли обратное воздействие, может ли маленький ребенок влиять на старших? И еще, все эти модные теории, родитель боится лишнее слово сказать, чтобы не травмировать дитя . Не ведут ли они к отказу от своей собственной жизни ради детей, и как следствие, депрессия или не желанию рожать (движение чайлдфри)?"

  психоаналитик Бабиченко Валентин Львович
Бабиченко Валентин Львович, психоаналитик, тел. +7 (921) 915-01-25

Появление ребенка обнаруживает вопросы, связанные с отцовской и материнской позицией. Как быть отцом? Что значит быть матерью? Этому нигде не учат, не проходят в школе или вузе. Тем не менее, ответы находятся. Это столкновение с субъективной позицией, или ее выработка, при отсутствии готовой позиции. Относительно боязни сказать лишнее слово можно сказать, что речь — это та среда, в которую рождается маленький человек, именно здесь он обретает свое человеческое место. Поэтому неизбежно речи родителей влияют на ребенка, также как влияли на и нас. Но ребенок будет давать свои собственные ответы на то, с чем столкнется. И вот здесь есть творческая задача для родителей – суметь прочесть желание субъекта, дать место этому желанию, поскольку универсального ответа не имеется.

 
_________________________________________________________________
Вопросы можно присылать личными сообщениями с грифом ВОПРОС -
Слуцкой Анастасии http://vk.com/id21873778 или Кондяковой Анне vk.com/anna.kond

Наверх
адрес: Россия, Санкт-Петербург, 5-ая линия ВО, д. 54; тел.: (812) 322-05-99;